Большая идея


В общении со многими людьми мне импонирует то, что для них важно иметь в жизни высокую, большую идею, какой бы она ни была. Часто люди доказывают мне, какие они православные, хотя я вижу, что под православием они понимают совсем другое – великодержавный национализм и даже шовинизм. Здорово, что люди не согласны жить только ради еды, что им нужна жизнь духа – какие-то идеи, которые бы оправдывали повседневное существование, часто серое и невыразительное. Я полностью солидарен с ними в этом. Но, не имея настоящих религиозных ценностей, они обращаются к идеям великой страны, великой истории, великих достижений и т.п.

Традиционное имперское сознание русского человека диктует необходимость жить в такой стране, которую уважают и боятся во всем мире (желательно в Америке), иначе жизнь не удалась. Православие является просто частью этого имперского сознания. И мне жаль, что эти люди так и не открыли для себя настоящее христианство, которое неизмеримо выше подобной суеты.

Есть и другие большие идеи, особенно сегодня, в эпоху свободного рынка всего и вся. Кто-то находит такую идею в политике, кто-то – в искусстве, кто-то – в бизнесе. Вы не замечали, что у большинства компаний, особенно крупных, есть «миссия»? В этих миссиях часто фигурируют такие высокие фразы, как «улучшение жизни людей», «вклад в общество» и т.п. Люди хотят не просто работать и зарабатывать деньги, чтобы обеспечивать себя, а быть частью чего-то большого и важного, ходя на работу не только за зарплатой, а за высокими идеалами. Понимая это, компании формулируют такие идеалы и рекламируют их на рынке труда.

Скоро вся страна будет следить за репортажами из Сочи, повествующими о людях, живущих ради спорта. Кстати, спорт – еще один способ борьбы за статус великой державы и удовлетворения имперских амбиций.

Даже зарабатывание денег – вещь, которая обычно меньше всего ассоциируется с высокими идеалами, – порой возводится в ранг искусства. Великие бизнесмены и предприниматели пишут книги и мемуары и входят в историю. У Стива Джобса поклонников не меньше, чем у Майкла Джексона. Создать великую компанию и войти в какой-нибудь рейтинг (желательно Forbes) – эта идея повелевает умами миллионов.

Есть еще одна большая идея – религиозная, идея служить Богу. Кто-то скажет, что не хочет никому служить. Но мы в любом случае служим кому-то или чему-то, так почему бы не служить самому создателю Вселенной? Кто-то скажет, что это неинтересно. Но скорее всего, вы не интересовались. Поинтересуйтесь, почитайте, и вы увидите, что это жутко интересно. Во всяком случае, гораздо интереснее, чем новая машина, победа на олимпиаде или жизнь в стране с самой большой территорией. Кто-то скажет, что у него нет на это времени. Это сущий вздор. Времени нет только на то, что человеку не нужно. На то, что нужно, нужно по-настоящему, время есть всегда.

Вы считаете себя рациональным человеком, который не может отвлекаться на такие ненаучные глупости, как религия? Но давайте честно спросим: насколько рационально и научно доказано то, чем вы занимаетесь сейчас? Насколько рациональна политика, национализм, большой бизнес, искусство, спорт высоких достижений или бесконечные развлечения? Что особо разумного в том, чтобы ездить на сверхдорогом автомобиле и вызывать завистливые взгляды? Насколько научна идея «родить сына, построить дом и посадить дерево», особенно последняя часть?

Боюсь, любые жизненные ориентиры в большой степени иррациональны и субъективны. Обычно мы выбираем просто то, что нам нравится или к чему привыкли, не утруждая себя научным анализом. Зато религия обладает доказанной способностью кардинально менять к лучшему жизнь людей. Она дает волю к жизни, самоуважение, ответы на мучающие вопросы и надежду на лучшее будущее, и что может быть важнее? Конечно, я говорю не о всякой религии, а об учении Иисуса Христа, самого признаваемого религиозного авторитета в истории.

А еще религия, по меткому выражению Льва Толстого, – это единственная идея, которая «придает жизни такой смысл, который не уничтожается смертью». Только она убирает смерть из уравнения жизни, позволяя дать уверенный утвердительный ответ на вопрос: быть или не быть?

Мы все ради чего-то живем. Имеет смысл не размениваться по мелочам и жить ради чего-то по-настоящему стóящего. Ради самой большой идеи из всех.

Читайте также:
Витамин И
Только одна ценность
Осмысленное сотрудничество с Богом

Комментарии

  1. Сильно. Еще раз прочувствовал радость от того, Кому я посвятил свою жизнь и Кому служу. Ради этого и вправду стоит жить.

    ОтветитьУдалить
  2. Спасибо, дорогой брат, за отличную статью! Поддерживаю тебя полностью! Только готовься к буре "восторга" со стороны православных - за первый абзац :-)
    И картинка не очень приятная - очень темная, человек сильно переразмыт, в общем, неудачная. Но это так, мелочи. Удачи тебе во всех начинаниях!

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. У тебя все в порядке с монитором? Человек сделан темным для того, чтобы цветовым контрастом подчеркнуть белый рисунок на стекле. И по этой же причине человек расфокусирован. Художественный эффект: белый рисунок в фокусе, все остальное - нет. Это очень профессиональная фотография.

      Удалить
  3. Антон, как всегда супер статья... фотка тоже ))))
    Спасибо

    ОтветитьУдалить
  4. Фотография многозначительная, очень подходит к статье. На мой взгляд показывает важность выбранной цели в жизни. Даже сам человек отходит на задний план. От правильной цели зависит всё. Жизнь этого человека, счастье этого человека. И много пустых целей перевесит большая и настоящая цель, только когда он ее дорисует, т.е. выберет ее и сосредоточит свою жизнь на ней.

    ОтветитьУдалить
  5. Анонимный2 дек. 2013 г., 0:28:00

    А посадить дерево, почему не научно?

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Хотя бы потому, что деревья умеют воспроизводить себя сами. Со стороны людей лучше им просто не мешать, а не сначала вредить природе, а потом тратить время на ручную посадку деревьев. Потом, какой смысл от посадки одного дерева? Если уж заниматься посадкой деревьев, то в большом количестве. Одно дерево ничего не даст.

      Удалить
  6. Это именно то, что я сам бы хотел сказать. Спасибо.

    ОтветитьУдалить
  7. Андрей Уланов2 дек. 2013 г., 12:22:00

    Статья отличная! Спасибо!

    ОтветитьУдалить
  8. Антон все правильно написал. Мне, как православному по учению, тоже противно, что какие-то силы(часто- безбожные) пытаются отождествить православное христианство с какой-то там "русскостью", патриотизмом, национальной идеей и пр. Ортодоксальное христианство почти на тысячу лет старше нашей любимой родины. И в те времена, когда великий константинопольский епископ Иоанн Златоуст "собирал стадионы" на свои блестательные проповеди, в то время наши с вами прародители не умели ни читать ни писать и не известно как назывались.
    И конечно, лучше служить Творцу вселенной, чем отдаваться преходящей суете мира сего..
    \\Василий

    ОтветитьУдалить
  9. В служении мне предложили заниматься делом. Например сажать деревья, но если мы все сажать деревья, то будем жить в лесу, а если научимся любви,то будем жить в раю. Это то чего хотел Иисус. Это и есть воля Бога

    ОтветитьУдалить
  10. Понравилась мысль о том, что все мы кому - служим, только вот вопрос в том, кому...После прочтения этой статьи на меня нахлынули воспоминания. Вспомнила те маленькие книгоизучения, которые мы проводили в заброшенном доме, потому что нас отовсюду гнали. Брат, который вел изучение в прошлом очень серьезно занимался боксом, но поле того, как узнал истину оставил. Однажды он сказал такие слова: " Как же я рад, что я служу Богу. Если бы не Иегова, то мне даже трудно представить что было бы со мной, потому многих из тех, с кем я дружил, уже давно нет в живых..."

    ОтветитьУдалить
  11. "Времени нет только на то, что человеку не нужно. На то, что нужно, нужно по-насоящему, время есть всегда." Очень точно. Думаю, пригодится в служении. Спасибо, Антон.

    ОтветитьУдалить
  12. Александр4 дек. 2013 г., 3:38:00

    А что неправильного в идее великой страны, великой истории, великих достижений?

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Попробуйте определить из Нового Завета, насколько Христа и апостолов интересовало величие и достижения Римской империи. Хотя здесь я не говорил, что это неправильно, это тема для другого разговора. Я лишь сказал, что для многих людей эта идея вытеснила христианство. Они даже не видят никакой разницы между понятиями православие и патриотизм. Понятия "Россия" и "русский" в их системе ценностей стоят намного выше "Бога" и "Библии".

      Удалить
  13. миссионер4 дек. 2013 г., 9:34:00

    Антон,то,что вы описали, - "великодержавный национализм и даже шовинизм" - никакого отношения к Православной Христовой Церкви не имеет отношения.Церковь - это вселенский организм,который нельзя ограничить некими рамками народа или культуры.Православие почитает Матерь Иисуса Христа,Преблагословенную Деву Марию,Которая была Израильтянкой,апостолов Господа - иудеев.Среди Отцов и Учителей Церкви были греки,римляне,сирийцы,египтяне,и т.д.То есть ограничить Церковь рамками России нельзя.В одном я с вами согласен - человек,признающий высшие духовные ценности,более достоин большего уважения,чем приковавший все свои желания и надежды только к земным вещам.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Я и не писал, что имеет. Я писал, что так думает большинство людей. Хотя, смотря на Кирилла и других иерархов, которые слова "Россия" и "великая восточнославянская цивилизация" произносят чаще, чем "Бог" и "Христос", невольно задумываешься, не относится ли они тоже к этому большинству.

      Удалить
  14. Анонимный6 дек. 2013 г., 8:31:00

    Картинку с вашего блога,которая подписана Традиция или Сибирь можно сравнить с ситуацией,когда человеку перестающему верить в учения Свидетелей Иеговы говорят"Принимаешь учения Верного и благоразумного раба или лишаем тебя общения?!!".Практически то же самое...Свободы выбора никакой.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Вы плохо информированы о свидетелях Иеговы. Если вкратце, во-первых, перед крещением с каждым будущим свидетелем проводится собеседование, чтобы узнать, понимает ли он наши учения и согласен ли с ними. Если человек с чем-то не согласен, то он не сможет креститься. Следовательно, его нельзя будет и "лишить общения" (правильно: исключить из собрания). Поэтому описанная вами ситуация в принципе невозможна. Во-вторых, за простое несогласие с нашими учениями у нас не исключают. Исключают только за активную деятельность по пропаганде своих взглядов, которые вносят раскол в собрание. Создание раскола - это библейски обоснованная причина для исключения (Рим. 16:17). В-третьих, исключенного человека не ссылают в Сибирь, не конфискуют имущество и не подвергают никаким другим наказаниям, как делала православная церковь (и делает до сих пор, посмотрите хотя бы на Pussy Riot). Мы просто перестаем с ним общаться, но никто не ограничивает его в правах и свободах. Он волен делать все, что захочет. В-четвертых, каждый человек имеет полную свободу выбора в том, чтобы принять или не принять наши взгляды. Его никто не заставляет креститься, не тащит в бассейн цепями. Это всегда его личное добровольное решение. Следовательно, обвинение в отсутствии свободы выбора совершенно голословно.

      Удалить
  15. Анонимный1 янв. 2014 г., 1:28:00

    Совершенно правильно. Помню читал еще много лет назад статью одного приезжего миссионера. Так, очерк о служении в России. Не помню какой религиозной организации. Да и то в общем-то и не важно. Не о учениях он писал, а о религиозной обстановке в России. Прожил он в России, еще с начала существования России после СССР, довольно много лет. Так вот один из моментов, который он отметил заключался в том, что после развала СССР людям в России нечем было заполнить нишу, занятую ранее коммунистическими идеями. А так как люди в большинстве привыкли подчиняться любым насаждаемым извне идеям в государстве, то православие легко заменило эту нишу превратившись не в религию, а в систему взглядов и ценностей, которую насаждают в государстве. Более того, многие такие "православные" могут абсолютно не верить в Бога, но считать себя православными. Точно также они "верили" в коммунизм.

    ОтветитьУдалить
  16. Служить Богу.... Очень хорошая идея, при условии, если есть чёткое понимание цели и готовность остановить ваших руководящих людей (тех что в Бруклине) в случае явно не Библейских распоряжений и указаний. Что ни говори, а Свидетели Иеговы - своего рода государство со своими гражданами и своими начальниками. Бог не контроллирует каждый шаг ваших руководителей (старейшин, начальников) поэтому они (как и в любом из из 230 государств мира) могут злоупотребить своим положением. Как в обычном государстве при отсутствии контроля народа мы рискуем (история) иметь Гитлера или Сталина или ещё какого урода, так и в случае со Свидетелями Иеговы. Что конкретно должно делаться ? Это уже вы сами думайте. Например, было бы неплохо, если бы рядовой свидетель имел возможность знать, как Бруклин распоряжается общими деньгами и т.п.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Свидетели знают, как Бруклин распоряжается деньгами (кстати, уже не Бруклин, наш офис оттуда переехал) - каждый год в ежегоднике публикуются отчеты на эту тему. Да вы и сами можете оценить наши расходы по нашей гигантской издательской и строительной деятельности, которая видна всем. Нет никаких оснований упрекать "Бруклин" в нецелевой растрате средств. "Готовность остановить наших руководящих людей"? Хорошо, когда с ними будут проблемы, мы их остановим, но пока проблем не было. "Свидетели Иеговы - государство" - натянутый и голословный пример. Каким образом можно быть государством, живя в разных государствах? Что такое вообще государство? Нужно начинать с определения, которое вы не приводите. И почему быть государством плохо? Например, у древних служителей Бога было свое государство, и Бог его одобрял. "Могут злоупотреблять своим положением?" Конечно, могут. Но злоупотребляют ли? Нет, не злоупотребляют. У вас есть факты о том, что злоупотребляют? Вы не привели ни одного факта. Вся ваша аргументация голословна. Вы просто-напросто приписываете нам воображаемые недостатки, принимая желаемое за действительное.

      Я могу понять вашу обеспокоенность. Возможные злоупотребления, человеческий фактор и т.д. Но нельзя подходить к этой проблеме так, как предлагаете вы. Вы говорите о гипотетических проблемах, которые только могут быть, но которых на самом деле нет. Это неконструктивный и предвзятый подход. Давайте помнить и о том, что мы христиане, а не атеисты. Христианин всегда верит, что за порядок в собрании отвечает Христос. Собрание принадлежит ему, и он никогда не допустит в нем серьезных проблем (хотя небольшие вполне могут быть). И то, что в нашей организации за десятилетия ее существования никогда не было серьезных проблем, о многом говорит. А атеист, у которого нет Бога и который вынужден полагаться на плоть и кровь, всегда будет бояться Гитлеров и Сталиных, не видя выхода и боясь каждого шороха. Он никогда не сможет создать всемирное, радостное и духовно процветающее христианское братство. На то он и атеист.

      Удалить
  17. Спасибо,Антон.То что итак вроде бы ясно нам ,ты так четко изложил,молодец.

    ОтветитьУдалить
  18. То есть, Вы считаете, что вера в Бога - это единственная "лакмусовая" бумажка, по которой можно отличить порядочного человека от непорядочного ? Думаю, Вы и сами в это не верите. Есть атеисты настолько высокоморальные, что Вы бы захотели, чтобы такой человек был Вашим соседом (к примеру). И наоборот, многие верующие только формально так называются.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Конечно же, вера в Бога - не единственная бумажка, по которой можно отличить порядочного человека от непорядочного. Где я такое написал? Высокоморальных атеистов не бывает. Они бывают только в сказках, как Дед Мороз. Естественно, многие верующие - верующие формально. Точно так же как многие атеисты - атеисты формально. И что? Доказывает ли это ошибочность веры или атеизма? Конечно, нет. Если кто-то не хочет жить по каким-то принципам, это не значит, что эти принципы плохие.

      Удалить
  19. Спасибо за достойные рассуждения и мысли.

    ОтветитьУдалить

Отправить комментарий

Действует премодерация. Не пропускаются комментарии: агрессивные, неадекватные, провокационные, на иностранных языках, не по теме статьи, повторные в той же статье (каждый комментатор комментирует только один раз – хорошо подумайте, что хотите сказать!), в ответ на другие комментарии (комментируйте статью, а не чужие комментарии). Комментарии не предназначены для дискуссий и дебатов. Подробнее об этом здесь. Для дискуссий и вопросов личного и технического характера, пожалуйста, используйте почту или другие виды личных сообщений. Если ваш комментарий не опубликован, не ругайтесь об этом в комментариях (это не поможет), а напишите мне по почте или другим способом. Весьма вероятно, мы сможем решить проблему, и ваш комментарий появится.

Популярные сообщения из этого блога

Боже, не мешай мне быть хорошим человеком

Библейские загадки

Памятка по Матильде

«Перевод нового мира» плохой, потому что…

Рассказ православного экзорциста, ставшего свидетелем Иеговы

Написать автору

Имя

Электронная почта *

Сообщение *